Декодирование сигналов ADS-B под Windows. Часть 2.

Автор: Administrator вкл. . Опубликовано в RTL-SDR

На текущий момент времени задача-минимум мною была выполнена и наблюдение в черном окошке терминала растущего числа строк и фигурок самолетов на карте (которые двигаются, даже вращаются при изменении направления полета), затягивает очень даже. А если вносишь в конструкцию изменения (да просто антенну переместил, например) и оно дает прирост строчек и фигурок, то возникают некоторые положительные эмоции!

После успешного запуска dump1090 под Win сделал следующие промежуточные выводы:

1 – Прием ADS-B-сигналов с самолетов не представляет ничего сложного и возможен на простейшую антенну и синий свисток (RTL-SDR). Даже без МШУ, без ДПФ, на длинный кабель с большими, для этих частот, потерями.

2 – Декодирование сигналов ADS-B также весьма просто реализуется под Windows.

3 – Для отображения позиций самолетов на карте нигде не надо регистрироваться. Система автономна, разве что карта из интернета грузится.

4 – Не совсем понятно, почему софт для декода заточен только под свисток. Имея в наличии приемник с лучшими параметрами, подключить к софту его нельзя. Была бы возможность завести в программу сигнал через звуковой канал (как во всякие MixW, WSJT-X и проч. через виртуальный кабель), то это явно бы расширило список совместимых устройств. Вероятно, существуют другие программы и этот вопрос требует изучения (мною).

5 – Настроек свистка в программе никаких нет (видимых). Какая там полоса обзора, какие параметры усиления?

6 – Есть где развернуться в плане творческой, конструкторской и инженерной деятельности. Хочешь больше самолетиков на карте? Лепи МШУ, городи ДПФ, выноси антенну на более открытое пространство, пробуй разные типы антенн!

 

 

--------------------

Во время поисков различной информации на тему dump1090 наткнулся на такую программулину - Virtual Radar Server http://www.virtualradarserver.co.uk/ которая работает в связке с dump1090.

После скачивания файла дистрибутива и его запуска основная суть заключается в нажатии кнопки «Next», исключение составляет этап выбора порта для web-сервера, который создает данная программа. Важно заметить, что в настройках программы нет возможности изменить номер этого порта, делается это только повторным запуском установки. Поскольку dump1090 уже на компьютере работает, а он имеет свой web-сервер со своим номером порта (8080), то имеет смысл выбрать другой номер порта в процессе установки Virtual Radar Server. Далее в примере порт выбран мною с номером 8882.

 
 
 
 
После запуска программы видим такое окошко, в нем интересует строчка со ссылкой, нажав на которую откроется окно браузера с картой, наподобие таковой в dump1090, но гораздо информативнее.
 
 
 

Во-первых, карта отображается сразу в том виде, в котором она должна быть. Вероятно, ругательные надписи от гугла на карте dump1090 можно убрать каким-то образом, но здесь все в порядке уже при первом запуске (карта НЕ от гугла).

Во-вторых, есть меню с кучей настраиваемых параметров. И это все из вэб-интерфейса.

В-третьих, самая интересная составляющая – информация о параметрах самолетов, их фото (если они есть в некой базе), маршрут полета (откуда летит и куда).

 
 

 

При виде такой карты мне еще больше расхотелось регистрироваться на сайтах агрегаторов. Здесь уже все есть и полностью автономно, за исключением карт и информации о самолетах, подгружающихся из интернета. Единственное, что подкупало у агрегаторов – это диаграммы зоны покрытия для применяемой антенны, предоставляемые такими сервисами на основе статистических данных, но пока мне они не особо сильно нужны.

Как-то уж слишком просто и легко все само заработало… Немного покопавшись в интернете, выяснил, что по-умолчанию dump1090 запускается с определенными ключами, а также на некоторых портах слушает входящие соединения от разных типов клиентов. В детали сейчас углубляться не буду, по настройке dump1090 еще предстоит пройтись несколько позже. Так вот, помимо вэб-сервера dump1090 держит открытым порт 30003, через который может отдавать принятые данные в сторонние программы. Virtual Radar Server, в свою очередь, по-умолчанию настроен на соединение с приемником (dump1090), находящемся на локальном сетевом адресе хоста (localhost, 127.0.0.1) и номером порта 30003. Собственно говоря, в настройках Virtual Radar Server это можно увидеть.
 
 
 
 
 
 

Поэтому после запуска Virtual Radar Server автоматически подключается к dump1090, получает от него декодированную информацию и отображает на карте своего локального вэб-сервера. Важно чтобы обе программы (dump1090 и Virtual Radar Server) были запущены все время.

Для своего удобства я вынес ярлыки запуска на рабочий стол, также при необходимости можно добавить их в автозагрузку, и тогда данная связка будет автоматически запускаться при старте системы. Пробовал запускать программы в разной очередности и какой-то зависимости не выявил. Virtual Radar Server будучи запущенным первым просто пытается периодически подключиться к dump1090, после запуска dump1090 все нормально работает. Обратная последовательность (сперва dump1090 запускаю, а потом Virtual Radar Server) выглядит более правильной.

 

 
 

Для доступа к своей вэб-странице Virtual Radar Server с другого компьютера, ведроида, планшета внутри локальной сети, нужно заходить на страничку не по исходному адресу http://127.0.0.1:8882/VirtualRadar/ , а заменив 127.0.0.1 на локальный адрес компьютера, на котором запущен этот самый Virtual Radar Server. Т.е. если IP компьютера 192.168.0.4 , то строка адреса будет иметь вид http://192.168.0.4:8882/VirtualRadar/ и не забудьте сделать статическую привязку этого IP в настройках DHCP-сервера вашего домашнего роутера, либо назначить статический локальный IP на самом компьютере.

Для доступа к своей вэб-странице Virtual Radar Server из интернета, как обычно, для подобных задач, нужен проброс порта (о котором шла речь во время установки программы) в домашнем роутере и белый внешний IP-адрес.

-----------------

В общем и целом, процесс освоения работы с ADS-B мне понравился. Перспектив для занятия и экспериментирования с этой темой вырисовывается много – сервер на Linux, эксперименты с антеннами, эксперименты с несколькими приемниками, получение бесплатных приемных комплектов от агрегаторов, да и много чего еще.

Захотелось продолжить.

А еще напомнила мне эта канитель с ADS-B про APRS. Суть там примерно та же, только обмен сигналами возможен двухсторонний, только не самолетные сигналы фигурируют, а различного водного и наземного транспорта, МКС, различных маяков и даже пешеходов с соответствующим оборудованием. Плюс ко всему в обмене такими сигналами можно поучаствовать и самому, будучи радиолюбителем. Если зайти на сайт https://aprs.fi и взглянуть на карту в области Финского залива, например, то можно увидеть много различных судов с отрисовкой их маршрутов передвижения на карте. Находясь в командировке в Москве в 2013 году с Yaesu VX-8DR мне удавалось обмениваться APRS-сообщениями с местными радиолюбителями и получать сообщения о погоде от APRS-гейтов. В моем городе такой системы на тот момент не было, и сейчас, похоже, тоже нет. Поэтому принимать чьи-либо сигналы или с кем-то обмениваться невозможно. Только с МКС, либо делать свой гейт.

С МКС я работал и просто пакетом, и в APRS-системе, и свой гейт поднимал, но все это давало очень малый результат по сравнению с вложениями в это дело. Но наибольшая проблема заключалась в отсутствии корреспондентов, желающих работать этим видом связи.

А тут просто песня! Малюсенькая антеннка в окно – и уже полетели сообщения от самолетов! И не надо подгадывать время, сверяясь с расписанием витков, пролегающих над твоим домом или около, как было в случае с МКС, например. Правда здесь только прием, но зато какой!

Вот несколько ностальгических скриншотов со времен работы через МКС (2013г.). Из аппаратуры использовал полуволновый диполь диапазона 2м на крыше дома, Alinco DR-135 в связке (PTT и аудио) со слабеньким компьютером на Inel Atom и ОС Win XP (программный TNC-модем AGW packet engine (AGWPE) под Win 7 никак не хотел работать).